Ольга Бойко (pravoslavnaa) wrote,
Ольга Бойко
pravoslavnaa

СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ

Казанские знакомства


Казанская духовная академия

Казань в жизни Г.Е. Распутина сыграла большую роль. В этом в то время крупном православном духовном центре он обрел важные знакомства. Именно через этот город лежал его дальнейший путь в столицу.
Учитывая происхождение его духовного наставника – старца Макария (Поликарпова), уроженца Казанской губернии, – это была не случайная точка на карте.
Попал он в Казань через свою знакомую И.А. Башмакову – владелицу золотого прииска в Тобольской губернии.
У Ирины Александровны в Свияжском уезде жила близкая родственница, к которой она часто наведывалась, подолгу останавливаясь в Казани. Сюда привезла она и своего тогда еще безвестного земляка – Г.Е. Распутина, познакомив его не только с именитыми купцами, но и со знакомыми благочестивыми людьми.
Случилось это, как полагают, в 1903-1904 гг. По свидетельству жандармского генерала А.И. Спиридовича, по долгу службы собиравшего сведения о Г.Е. Распутине, перед появлением в Петербурге Григорий Ефимович «отправился на богомолье в Киев и сравнительно долго жил на обратном пути в Казани…»
«…В своих паломничествах, – вспоминал впоследствии митрополит Вениамин (Федченков), – Григорий Ефимович добрался и до Казани. Там он познакомился с монахами – профессорами и студентами Духовной академии и произвёл на них сильное впечатление».

Казанская духовная семинария

С казанскими духовными школами так или иначе связаны были многие хорошие знакомые Григория Ефимовича. Ректорами местной духовной академии были: в 1900-1905 гг. епископ Алексий (Молчанов), впоследствии Тобольский Преосвященный, освободивший Г.Е. Распутина от ложного навета в хлыстовстве; а в 1905-1912 гг. – епископ Алексий (Дородницын), будущий Саратовский Владыка.
Преемник последнего по поволжской кафедре, епископ Палладий (Добронравов), в сане архимандрита, был в 1897-1899 г. наблюдателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии.
Завел связи Григорий Ефимович и с местной семинарией. По свидетельству дочери Матрены, ее отец «познакомился с одним профессором Духовной академии, чье имя выпало у меня из памяти, и который очень заинтересовался его мыслями. Они вместе устраивали беседы».
Эти слова дочери Григория Ефимовича косвенно подтвердил упоминавшейся нами генерал А.И. Спиридович, утверждавший, что в Казани, тот «познакомился с неким отцом Михаилом, имевшим какое-то отношение к местной духовной академии. Отец Михаил очень заинтересовался необычайным странником Григорием. Он видел в нём человека сильной веры и характера, работающего над собой, и он увлёкся им. Покровительствуя Григорию, отец Михаил толкнул его на мысль отправиться в Петербург и снабдил его рекомендательным письмом…»
Речь идет об архимандрите Михаиле (Богданове, 1867†1925) – выпускнике Казанских духовных семинарии (1888) и академии (1900), происходившем из вдовых священников.

Епископ Михаил (Богданов), в 1905-1907 гг. ректор Казанской духовной семинарии

В 1905-1907 гг. он был ректором семинарии, а 30 августа 1907 г. его хиротонисали во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
Скорее всего, в ту же пору произошло знакомство Г.Е. Распутина и с будущим Владыкой Феодором (Поздеевским), в 1902-1904 гг. инспектором Казанской духовной семинарии в сане иеромонаха.
Этому, на наш взгляд, способствовало благожелательное отношение к «Опытному страннику» духовного отца – старца Гавриила Седмиезерского, о котором речь впереди.

Спасо-Преображенский монастырь в Казани

Другим памятным казанским знакомым Григория Ефимовича был архимандрит Андрей (князь Ухтомский, 1872†1937).
С 1899 г. он был наблюдателем Миссионерских курсов при Казанской духовной академии. 4 октября 1907 г. о. Андрей был хиротонисан во епископа Мамадышского, епископа Казанской епархии.
Происходило это в Спасо-Преображенском монастыре, определенном местопребыванием нового Владыки. До этого настоятелем обители был епископ Алексий (Дородницын).
Расположенный в юго-западной части Казанского кремля и основанный в 1556 г. этот монастырь, по статусу и значимости в епархии, занимал второе место после Успенской Свияжской обители. Именно в нем, на квартире епископа Андрея часто бывал и даже иногда останавливался Г.Е. Распутин.
У них было немало общего. Для обоих был непререкаем авторитет о. Иоанна Кронштадтского.


Епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии Андрей (князь Ухтомский). Фото 1907 г.

Будучи человеком, ведущим подчеркнуто аскетический образ жизни, епископ Андрей был активным сторонником воздержания от алкоголя и непримиримым борцом с пьянством.
Известно также, что Владыка в то время придерживался правомонархических (черносотенных) взглядов. Всё это также сближало его с Г.Е. Распутиным.
«Знаю там Ухтомского, – рассказывал в августе 1907 г. Г.Е. Распутин тобольскому священнику, – архимандрита Андрея. Много любви в нём! Весь полон любви. Ни одного человека не знаю я, в ком было бы столько любви».
В свою очередь, Преосвященный, как свидетельствовали после переворота 1917 г. «Московские ведомости», называл Григория Ефимовича «святым старцем»; он даже рекомендовал своему брату, жившему в Петербурге, принять Г.Е. Распутина к себе на квартиру.
Как раз в описываемое время в Спасо-Преображенском монастыре проходил послушание обучавшийся на Миссионерских курсах духовный сын Владыки Андрея будущий «Апостол Камчатки» митрополит Нестор (Анисимов, 1885†1962).

Иеромонах Нестор (Анисимов), Камчатский миссионер. Казань. 1907 г.

В 1907 г., поочередно приняв монашеский постриг и рукоположение в иеродиакона и иеромонаха, он отправился к месту своего подвига, напутствованный благословением о. Иоанна Кронштадтского.
Таким образом, и этот будущий прославленный Архиерей не мог не видеть и не знать Г.Е. Распутина.
К сожалению, впоследствии епископ Андрей, под влиянием разных обстоятельств, полностью изменил свои взгляды: из монархиста он превратился в либерала, сторонника радикальных церковных реформ; из друга Г.Е. Распутина – в его гонителя, дойдя до того, что называл его «государственным преступником».
Изменил он, в конце концов, и вере.
В 1917 г. епископ играл видную роль в «революционном Синоде», в дальнейшем он выступал с осуждением церковных властей, в том числе Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), вполне предсказуемо закончив переходом в старообрядчество.
Начав с осуждения Царского Друга, он столь же закономерно пришел к клевете на Государя и Его Семью, увенчав это братанием с советской властью. Владыка называл Ленина «одним из великих русских деятелей»; в собственноручном письме 1933 г. предсовнаркому В.М. Молотову, призывал того дать ему возможность созвать церковный собор, целью которого будет «нравственное оправдание социализма».
Однако большевики не оценили усердия архиерея-Рюриковича, постоянно отправляя его на нары, а потом и вовсе расстреляли.
http://www.nashaepoha.ru/?page=obj47150&lang=1&id=6532
Tags: Царский друг
Subscribe

Posts from This Journal “Царский друг” Tag

promo pravoslavnaa january 1, 2017 17:27 3
Buy for 20 tokens
Начало XXI века совпало со знаменательной датой 2000-летия Рождества Христова. Мы современники, которым посчастливилось стать свидетелями такого знаменательного рубежа веков и многих юбилеев, в первую очередь 300-летие основания нашего города. Незаметно летит время, в ушедшем году мы уже отметили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments