Ольга Бойко (pravoslavnaa) wrote,
Ольга Бойко
pravoslavnaa

Categories:

«ВОТ ИДЕТ МУЧЕНИЦА - ЦАРИЦА АЛЕКСАНДРА!» Автор: Сергей ФОМИН. Заключение

Из писем Государыни А.А. Вырубовой из Тобольска

(24.11.1917): «Наши мысли будут встречаться в будущем месяце. Помнишь наше последнее путешествие и все, что случилось после».
(8.12.1917): «Годовщина нашего последнего путешествия, помнишь как уютно было. Старица добрая тоже ушла, ее образ всегда со мной».
(20.12.1917): «Вспоминаю Новгород и ужасное 17 числоxcii и за это тоже страдает Россия. Все должны страдать за всё, что сделали, но никто этого не понимает».

Иконы от Старицы

После цареубийства среди икон, найденных в Ипатьевском доме, были и небольшие писанные на дереве образки, подаренные Царице старицей Марией Михайловной.
Упомянутые святые иконы, полученные в убогой келлии старицы в Новгороде, сопровождали Царицу вплоть до Ее мученической кончины. Благодаря одному из документов, хранящихся в деле о цареубийстве Н.А. Соколова, сегодня мы знаем, что это были за образа.
В подписанной куратором следствия генерал-лейтенантом М.К. Дитерихсом «Описи иконам, найденным при осмотре дома Ипатьева», среди других, значатся:
«Иконка Св. Муч. Параскевы Пятницы, маленького образца, писана на дереве. На обороте надпись: "от старицы Марии Михайловны. Новгород. 11-го Декабря 1916 г.".
Образ Св Сергия Радонежского, среднего размера, писанный на дереве. На обороте сначала чернилами поставлен крестик и под ним написано: "Болящей рабе Божией Марии в благословение от Епископа Паисия. 1916. Дек. 2", а затем зачеркнуто карандашом и написано: "А.Ф. от старицы Марии Михайловны. Новгород. 11.XII.1916 г."»xciii.
Следует отметить, что в списке русских архиереев «епископ Паисий» не значится...
Что был за «древний образ Божией Матери», переданный старицей Марией Михайловной Царице с князем Н.Д. Жеваховым в самом конце декабря 1916 г., установить также не удалось...

***

В распоряжении составителя сборника имеются две чрезвычайно редкие брошюрки о старице Марии Михайловне, отпечатанные соответственно в 1916 и 1918 гг. ее почитателями. Приведем текст второйxciv, как более полной (включающей в себя полностью первую из них):

Высокая подвижница и дивная прозорливица
старица Мария Михайловна

Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом,
но на подсвечнике, и светит всем.

Мф. 5, 15.

В древнем Новгороде, в убогой келлии Десятинного монастыря, с юных своих лет, проживала глубокочтимая подвижница о Христе, раба Божия Мария.
Дерзаю несколько осветить жизнь этой столетней страстотерпицы, которая в течение нескольких десятилетий просвещала многих истинноверующих христиан, приезжавших не только из Новгорода и его окрестностей, но и из Петрограда, Москвы, Одессы и других городов России с жаждой, хотя немного, обресть душевное успокоение и сподобиться беседы с безсребреной подвижницей и молитвенницей за вольные и невольные прегрешения наши.
Я, как духовный сын старицы, 21 год находился в послушании и благоговении к ее подвигам. С первых же минут знакомства с Марией Михайловной я был поражен, прежде всего, тем, что, не зная совершенно меня, она сумела сказать, где я служу, кто я такой и кто мои сослуживцы.
Много ездил я по России, бывал в святых местах, два раза - в старом Иерусалиме, а на Афоне удостоился видеть многих старцев богоугодных и прозорливых; наконец, духовным моим отцем был приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский; также имел я счастье знать покойных ныне - и старицу Пашу Саровскую, и иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры - Варнаву, но скажу, без лицеприятия, что Мария Михайловна превышала всех их своей прозорливостью. Вся жизнь ее проходила в трудах, молитвах и умерщвлении плоти строгим воздержанием.
Служить Богу начала она с детства и около 30 лет, с тяжелыми веригами на изможденном теле, провела в скитаниях по Тихвинским лесам, питаясь «волсцем и акридами», то есть - при нашем суровом климате - почти ничем. Невольно, при этом, вспоминается другая великая страстотерпица - Мария Египетская, которая умерщвляла плоть свою ради искупления содеянных ею ранее грехов, но старица Мария - с детства посвятила себя на служению Богу и обездоленному человечеству, будучи чистою голубицею. Долгое время скиталась она в Тихвинских лесах, пока случайно не нашли ее пастухи и уведомили добрых людей о выдающейся жизни дивной подвижницы.
В январе прошлого, 1917 года скончавшейся Марии Михайловне был 108-й год от рождения, и все-таки до последних своих дней она жила своими трудами; шила арестантское белье без очков, равно на лазареты и больницы для больных и раненых воинов, днем работала, а ночь стояла на молитве, не снимая с себя железных вериг, врезавшихся в ее старческие плечи и грудь.
Для доказательства прозорливости старицы Марии Михайловны приведу несколько фактов, подтвержденных очевидцами.
В Новгородском Духовом монастыре имеется старинное деревянное распятие, которое находилось под землею несколько столетий; его нашли благодаря Марии Михайловне в то время, когда еще никто не подозревал о существовании этого креста, хотя старица не раз говорила, что в монастыре глубоко запрятана великая святыня, но надо ее усердно поискать. Игумения с сестрами не знали и не могли догадаться - о какой святыне говорила старица. Под монастырскою церковью находилась кладовая, куда складывали пустые мешки. И вот понадобилось очистить ее, где, к изумлению инокинь, нашли крест - старинное распятие, по словам старицы сделанное около 700 лет назад. Для обновления живописи позвали живописца, который никак не мог приступить к делу, чувствуя, что невидимая сила лишила работоспособности его. Тогда живописец вспомнил, что 7 лет как не говел. Немедленно исполнил он христианский долг и, удостоившись св. причастия, после строгого говения, его реставрация вполне удалась.
В 1911 году Мария Михайловна заболела и ее пособоровали в предположении скорой кончины.
На вопрос, где ее похоронить, она ответила: «На Петровском кладбище, с мамой».
Игумения и монахини были огорчены такой вестью и стали просить не оставлять обитель даже после смерти. Тогда старица, видя их скорбь, смиренно попросила похоронить ее с Парашей Сибирячкой, могилку которой никто не знал. Тогда Мария Михайловна заставила игумению поискать, т.е. «порыться в книгах» и в скором времени нашли место погребения Параши Сибирячки, над прахом которой, по указанию старицы, построена прекрасная церковь в честь Старорусской [иконы] Божией Матери, где чувствуется молитвенное настроение настолько, что уходить оттуда не хочется.
Старица долго болела, но ей стало легче после одного чудесного случая. Приглашенные доктора не могли дать исцеления; вдруг пришел новый доктор, сказав, что вылечит ее, причем возложил на нее руки, и с тех пор она стала поправляться быстро...
Старица Мария высоко чтила святые иконы и часто указывала места, где разыскать заброшенные на рынках, в еврейских руках.
Однажды приехал к ней за хозяйственным советом юноша из деревни. Старица выслушала его охотно, и потом и говорит: «Скажи матери, чтобы она грязные горшки не покрывала иконами». Когда он приехал в родительский дом и передал слова старицы, то мать ответила, что она покрывает горшки закоптелою доскою, которая оказалась древнею иконою XVII века. Сын с благоговением вставил Ее в киот и, представьте, святое изображение, само собою, стало проясняться и обновляться.
Я, как духовный сын Марии Михайловны, по ее указанию строю вторую церковь: первая, где погребена Параша Сибирячка, а вторая - в десяти верстах от Новгорода.
За три года до закладки последней церкви, когда еще никто и не думал о ней, старица предсказала, что мне придется скоро строить собор, вокруг которого будет жить множество людей - до 800 и одной тысячи человек. Замечательно, что у Десятинного монастыря и земли-то своей не было в том месте, где указывала старица; вдруг однажды приходит к игумении владелица того участка с предложением купить место. Игумения спросила мнение старицы; та посоветовала немедленно купить. Земля была приобретена, а затем старица стала приказывать, чтобы я там выстроил церковь. Долго я отказывался от постройки за неимением необходимых средств, но старица настаивала особенно потому, что недалеко от этого места живут сектанты, для которых крайне необходимо благотворное влияние Православной Церкви.
13-го июня 1915 г. состоялась закладка новой церквиxcv. Старица отсутствовала на этом торжестве. Но когда закладка кончилась, и все сошли с места освящения, кроме одной дамы с детьми, вдруг, откуда ни возьмись, старица Мария Михайловна, подошла приложиться ко св. иконам и хоругвям, а затем быстро скрылась. На вопрос наш при возвращении в Новгород, была ли Мария Михайловна на закладке, она ответила, что во время закладки слышался очень хороший трезвон. На мое возражение, что у нас и колоколов-то нет, Мария Михайловна добавила: «что, может быть, на том месте погребены святые люди, и звон раздавался с Неба».
Ежегодно в июне месяце Мария Михайловна пешком ходила из Новгорода в Тихвин, к празднованию Тихвинской иконы Божией Матери на крестный ход. Летом 1901 года она по обыкновению пошла в Тихвин в числе нескольких паломников, не знавших дороги. Старице эти места были хорошо знакомы. Вдруг в лесу она остановилась со словами: «Мы идем не той дорогой - надо возвращаться». Отошли порядочно назад и, после короткого отдыха, старица вновь повела по прежней дороге. Дошли до того места, откуда свернули в первый раз, и видят убитого человека. Значит, старица провидела, что было идти опасно, а потому вернулась назад, ко спасению других от руки злодея.
Игумения одного из монастырей г. Новгорода не верила в богоугодную жизнь старицы, считая ее чернокнижницей и гадалкой. Чтобы проверить, она поехала сама к старице.
Мария Михайловна, не пуская всечестную мать в свою келлию, крикнула ей из-за двери: «Ступай к чернокнижнице и гадалке, у меня здесь лишь Евангелие и Библия». Тут игумения, убедясь, что ее мысли разгаданы, перепугалась от бывшего искушения и стала умолять впустить ее в келлию. Старица, наконец, смилостивилась и долго беседовала и утешала ее. Игумения настолько ушла радостною, что и после часто навещала старицу и без ее совета ничего не делала в своей обители.
У одного богатого петроградского купца пошли так плохо торговые дела, что он, по слабости души, решил покончить с собою и написал даже завещание. Знакомые не раз уговаривали его посетить Марию Михайловну, которую никто ни о чем не предупреждал. Купец отправился в Новгород. Дело было в воскресенье. Старица молилась в церкви. Купец вошел в храм и, не зная Марии Михайловны в лицо, хотел пройти мимо старицы. Вдруг она ему поклонилась со словами: «Ну, что ж, закати пулю в лоб, будет хорошая лошадь сатане». Эти слова молодого человека, как огнем, ожгли. В келлии она долго беседовала с ним, уча его, как надо жить по-христиански. Теперь этот купец счастлив, богат и всегда с благоговением вспоминает советы благочестивой старицы.
Еще одно прорицание. Одной богобоязненной даме не нравилась современная мода женских платьев, ей всегда хотелось достать старинные костюмы и платки. «Разве съездить к Марии Михайловне и попросить ее помощи», - решила она про себя и, никому об этом не сказав ни слова, отправилась в Новгород к горячо любимой старице, из рук которой, при входе в ее келлию, получила в подарок зашитый узел, в котором, по возвращении в Петроград, нашла много старинных, давно желанных вещей глубокой старины.
Был и такой случай: петроградский домовладелец Ф.С. встретился со старицей 7 лет тому назад, совершенно случайно, в Новгороде, по дороге на Петропавловское кладбище. Старица сама подошла и заговорила с ним о прошлой его жизни, со всеми хорошими и дурными поступками, чем буквально поразила его до глубины души. Ф.С. стал посещать святую обитель и, к изумлению многих, увлекся миловидностью одной из юных инокинь, которой и привез в монастырь весьма ценный подарок. Как вдруг он встретился с Марией Михайловной, грозно крикнувшей такие слова: «Зачем ты привез змею? Она заела меня совсем - не дает покою... Сейчас ее уничтожь, а то я на тебя в суд подам». Потрясенный Ф.С. безпрекословно выполнил волю дивной старицы и сердечно покаялся в своем искушении.
Еще за три года до войны старица советовала поднести Императору точную копию Старорусской иконы Божьей Матери, размеры которой очень велики: 3 аршина 14 вершков вышины52 и 2 аршина 14 вершков53шириныxcvi. Многие сомневались, что Государь удостоит высокомилостивым приемом ее.
Когда началась война, то старица вновь заговорила. Ее послушали и сняли копию, но все-таки не рисковали подношением. Старица настаивала и говорила, что батюшка Царь примет, и что на этом торжестве народу будет видимо-невидимо, вместе с Государем и Государыней, Наследником и [Великими] Княжнамиxcvii. Тогда я счел долгом сообщить об этом обер-прокурору Св. Синода В.К. Саблеру. И что же? Государь дал Свое согласие.
Слова старицы сбылись к общей радости.
6 июля 1915 года икона была встречена крестным ходом на вокзале, в Царском Селе, а 8-го июля в большом крестном ходе участвовала вся Августейшая Семья с обожаемым Монархомxcviii. Эта св. икона находится теперь в церкви 4-го стрелкового полка.
Приведенных примеров достаточно, чтобы показать дар прозорливости великой старицы, но не одним этим наградил ее Господь за ее подвиги.
Многие излечивались по ее святым молитвам.
Например, жену одного из новгородских священников Мария Михайловна излечила от болезни после того, как по приговору докторов, «ей ничем более помочь нельзя было».
Другой чудесный случай произошел с дочерью петроградского купца Н.И.К.54; она была так тяжело больна, что доктора сомневались в ее жизни; отец поехал в Новгород к Марии Михайловне и выслушал из ее уст совет - бросить лечение, с обещанием молиться за болящую отроковицу.
Вскоре больная выздоровела.
Этому же купцу она помогла советом в торговых делах, едва не погибших по какой-то ошибке, и когда совет был выполнен, то дела быстро поправились, и К. разбогател.
Сообщаю несколько из биографии Марии Михайловны: она девица из благородного рода.
Родная сестра ее, блаженная Анна, погребена в Петрограде, на Смоленском кладбище, и могила ее пользуется известностью и почитаниемxcix.
Часто здесь служатся панихиды.
Лично скажу от себя, что не оскудела Православная Русь святыми женщинами, среди современного свободомыслия и безнравственно-материальной вакханалии разнузданных чувств.
Да будут из века в век памятны имена великих страстотерпиц, готовых всегда «положить душу за други своя» и соблюдающих завет апостола, сказавшего людям, что «все минет - одна любовь не прекратится» (1 Кор. 13, 8).
В 1917 году, 29 января, в 4 часа утра, на 108-м году от рождения, скончалась наша дивная старица Мария Михайловна. Угас великий светильник Земли Русской! За час до ее кончины известили настоятельницу монастыря мать Людмилу, что старица отходит к Господу. Не медля ни одной минуты, игумения пришла к умиравшей старице, у которой была свеча из Иерусалима. Игумения зажгла ее и сидела около старицы, пока свеча догорела до конца, тогда и старица отдала душу свою Господу. В это время сестры читали акафист и отходную, а старица ослабевшими устами своими шептала про себя молитвы.
Не могу не указать также на безпристрастную заметку в «Русском паломнике» (№ 25 за 1916 год) о прозорливости Марии Михайловны:
«Многие лица испытали на себе пользу ее советов, и несомненный опыт этих лиц показывает безусловно наличие в Марии Михайловне дара прозорливости».
Одна особа имела запутанные отношения к человеку, которым очень интересовалась, равно и он интересовался ею; по всему видно было, что она могла в будущем составить счастье его жизни. Между тем, он никогда не высказывался, иногда бывая по отношению к ней невнимателен, отчего та сильно страдала.
Весьма возможно, что были причины, заставлявшие его действовать так, хотя, по существу, он был неповинен. Наконец, не будучи в силах выносить столь неопределенное положение, особа эта написала решительное письмо с уведомлением, что совершенно порвала взаимные отношения и, по ее признанию, она почувствовала себя спокойною, считая, что больше они не встретятся друг с другом; но этой особе случилось как-то посетить Марию Михайловну, которая видела ее в первый раз и ни от кого не могла о ней слышать.
Мария Михайловна сразу сказала ей: «Зачем ты человека обидела? Разве можно так хорошего человека обижать? Он пред тобою ни в чем не повинен и назначен тебе судьбою. Что бы тебе ни казалось, а он - твоя судьба. Ты должна загладить свою ошибку. Он теперь на войне, в опасности, а ты вот как с ним поступила? И ему очень тяжело. Ты ему должна написать, и он тебе тотчас ответит».
Особа эта была поражена тем, что Мария Михайловна без всякого с ее стороны признания заговорила о важном для нее деле. Она безпрекословно последовала совету Марии Михайловны и, к общей радости, между ними началась оживленная переписка, которая, надо думать, в конце концов, приведет к той счастливой «судьбе», которую предсказала дивная Мария Михайловна.
Еще мне старица рассказывала, как духовному своему сыну:
1) Однажды, в полночь к ней явилась Жена необычайной красоты: была вся в сиянии, в голубой мантии и так Она сладко беседовала со старицею, что последняя от великой радости плакала и поклонилась в ноги этой дивной Жене, после чего Та стала невидима, и я верю, что то была Царица Небесная.
2) Старице представилось еще явление, тоже в полночь: «явились 7 юношей, очень красивых, в воинских доспехах, и так стройно пели, что век бы я их не выпустила из келлии, но старший их начальник сказал: "Нам нужно еще идти в другое место"», - и я верю, как православный, что богоугодным старцам и старицам могут являться, являются и поныне небесные ангелы и то были 7 архангельских Небесных сил.
Когда старица еще жила в так называемой Троицкой Слободке в г. Новгороде, многие бедные обыватели рассказывали мне, что они очень нуждались в разнообразной помощи - хлебе, муке, чае, кофе и т.п.; бывало, только что подумаю: «Вот бы попить чайку и кофейку, да не на что купить», - как вдруг, откуда ни возьмись, приходит старица Мария Михайловна в дом и приносит - чаю, кофе, сахару. Подает и говорит: «Попейте горяченького чайку и деток напойте, вам будет веселее». И много раз находили в коридорах хлеб, муку, крупу и разную провизию, неизвестно кем приносившуюся, а это ясно - та самая Мария Михайловна, безсребреница, всю жизнь так свою проводила: бедных кормила, подавала правой рукой так, что левая не знала; она всех и везде навещала, нуждавшихся в какой-либо помощи.
Еще одно припомню сбывшееся ее предсказание: известная певица Анастасия Вяльцеваc внезапно тяжко заболела; один из хористов решил съездить к старице и спросить: «Скоро ли поправится больная?» А старица рукой показала к небу: «Вот, скоро там будет петь Вяльцева». И что же?.. Не прошло трое суток, как Вяльцева скончалась, чтобы пением своим восхвалять Господа в загробном мiре.
Мне лично рассказывала Аполлинария Скородумова (Петроград, В[асильевский] О[стров], Средний пр., д. 25, кв. 4) о великих чудесах, по молитвам блаженной старицы, в 1912 г. происшедших. Семейство ее состоит из мужа и пятерых детей. По зависти к их хорошей семейной жизни кто-то принес в их дом порчу, так что они могли бы все умереть в скором времени, так как муж заявил ей, что он с нею жить не будет и уже хотел бросить дом свой. В великом горе решилась А. Скородумова с большим усилием собраться в Новгород, к старице; только та к ней явилась, как она ей говорит: «Ах, матушка, я давно тебя поджидаю и молилась день и ночь Господу, чтобы ты приехала поскорей, а то ведь у вас в доме смертная беда; ведь, вот, какие злые люди: Бога не боятся, им чужая жизнь не дорога, готовы затравить всех». «Пробыв несколько дней у старицы, мы молились много вместе, и она приказала мне ехать обратно домой, сказав, что, "Бог даст, все пройдет, только мужа привести ко мне, да перемени прислугу у себя; я тебе пришлю прислугу". И что же? Через неделю является какая-то старица к нам на квартиру и спрашивает: "Вам надобно прислугу?" - и вдруг исчезла; на второй день получаю письмо от старицы с советом переменить прислугу; и я верю, что в виде приходившей к нам старицы была сама Мария Михайловна». Из сего можно заключить, что богоугодные люди могут являться в духовном теле своем; для них расстояние безразлично. Много эта дама от нее получила исцелений, чудес и предсказаний; все советы ее она выполняла, и все налаживалось к лучшему - по милости Божией и по молитвам блаженной старицы.
В 1916 году, одиннадцатого декабря, наш Великий Новгород посетила Императрица Александра Феодоровна с Дочерьми Своими: Ольгою, Анастасиею, Татьяною и Мариею Николаевнами. С вокзала Они проехали в Софийский собор и, побывав еще в других святых местах, проехали в Десятинный женский монастырь в 2 ½ часа дня, где проживала блаженная старица Мария. Побывав в церкви во имя великомученицы Варвары, Государыня зашла в покои игумении монастыря, а затем проследовала к старице Марии Михайловне, которая, будучи больною, лежала в кровати, но при входе Государыни с Великими Княжнами старицу посадили в кровати. Зайдя в ее келлию, Государыня подошла к кровати больной и поцеловала старицу. Старица спросила Государыню: «Ты ли Матушка-Царица?» Государыня ответила: «Я Царица». Старица подала Ей красное яблоко со словами: «Люби Батюшку-Царя, не обижай Его; Ему очень трудно; да вот свези Ему от меня яблоко», - а потом говорит: «Не бойся, Лешеньку не убьют, цел будет, никто Его не тронет», - и подала Государыне просфору для передаче Лешеньке. «Это от меня, Он хороший», - сказала старица. Старшей [Великой] Княжне старица предсказала, что Она выйдет замуж за того, кого любит, а Татьяне Николаевне - что у Нее ум на 15 дорог бегает; Анастасии Николаевне дала совет прилежнее учиться и не шалить, а в честь Марии Николаевны пропели: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Затем взяла Императрицу за руку, чтобы поближе подошла и на ухо предупредила Ее, чтобы береглась 1-го марта. Императрица спросила: «Что же? Чернь будет бунтовать?» Старица ответила: «Будет большая каша». Про эту «кашу» старица мне лично и раньше многое что рассказывалаci. Все на прощание подходили к старице, целовали ее, а Императрица очень плакала. Старица всех Их благословила иконами. За два года до того старица предупреждала сестер нашей обители, что к нам приедет Царица, но ни одна из них не поверила, не придавая значения ее словам, а когда предсказание сбылось, тогда припомнили о словах старицы. Келлию ее посещали также Князья Иоанн Константинович и Андрей Александрович; старица велела им служить верою и правдою Царю и Отечеству, во всем повиноваться.
Я, духовный сын старицы, накануне ее блаженной кончины поехал навестить ее. Жена же моя оставалась дома в Петрограде. У нас постоянно днем горит лампада, а на ночь мы ее гасим, потому что масло разгорается и коптит, но почему-то в ночь на 29-е января жена моя оставила гореть лампаду и уснула. Проснувшись, увидела, что лампада горит, а в комнате очень холодно и, будучи больною, не встала для поправки лампады, так как внутренний голос говорил ей, что это священный огонь, и если угасить его, то больше не будет. Несколько раз засыпала и просыпалась, лампада все горела, а внутренний голос повторял все то же самое, хотя никакого особого значения в то время этому обстоятельству жена моя придавать не могла, а вот вечером того же дня она была извещена, что старица Мария Михайловна скончалась в то самое утро, в 4 часа, и тогда жена моя возблагодарила Господа, что Он внушил ей сохранить лампаду горящею в ознаменование блаженного угасания любившей всех нашей общей старицы и матери Марии, отошедшей от земной жизни своей прямо ко Господу.
Опишу чудо, совершившееся в день кончины старицы. Больная старушка, прозвищем Минишна, достойная полного доверия, поведала редактору «Волховского листка», что ранним утром в воскресенье 29 января старица Мария Михайловна явилась ей, как живая, и принесла, по обычаю своему, один рубль на баню, а затем быстро скрылась.
Произошло также и исцеление после смерти старицы: дама, живущая в Петрограде, в день блаженной кончины старицы сильно страдала болью в руке, не поддававшеюся никакому излечению. Господь ей внушил прочесть псалтирь во имя старицы, а при гробе ее лежали вериги, которые она при своей жизни, еще от юности, носила на своем теле. Как только дама приложила болящую руку свою к веригам, с полною верою в силу молитвы старицы, как болящая рука излечилась навсегда. Об этом исцеленная дама считает своим священным долгом засвидетельствовать всенародно: о великой силе молитвы старицы, проявлявшейся как при жизни, так и по смерти старицы. Дама эта живет и поныне в Петрограде, за Московскою заставою, зовут ее Александра Васильевна.
Опишу явление старицы после 9-го дня своей кончины некоему Н.Ив. Брееву в г. Петрограде. Он так это описывает. В полночь лежал он в постели, находясь в тонком сне; вдруг является свет - пришло множество ангелов в белых одеяниях, посреди их старица Мария Михайловна в белой шелковой мантии, в какой она была положена в гроб. «Я спросил ее: "Как ты сюда попала?" Мария Михайловна ответила: "Сам Господь меня прислал к тебе", - и с этими словами дала мне в руки зажженную свечу, которую я ощущал вполне явственно. Проснувшись, я невольно осенил себя крестным знамением и, как верую в Господа, подтверждаю истинность всего виденного мною. Февраль 1917 г.»
Еще одно посмертное явление старицы одной даме в Петрограде. Дама скучала, что не видит ни во сне, ни наяву старицу Марию Михайловну, причем ее преследовала постоянно мысль - успела ли угодить старица Господу? И вот является старица этой даме в обыденном своем костюме, какой она носила при своей жизни; дама обрадовалась, увидав, наконец, любимую старицу и с сожалением спросила ее, где она сейчас находится в загробном мiре, успела ли угодить Господу? Старица ответила, называя даму уменьшенным именем «Марфушенька»: «Я всю жизнь старалась угождать Богу», - а затем стала невидимою.
Один из духовных детей старицы Л.55 часто видит старицу, молящеюся у Престола Бога Славы, радостною и с веселием молящуюся за весь мiр, особенно за почитающих ее. В 20-й и 40-й день по ее кончине ему представилось видение, что старица окружена у Божьего Престола сонмом ангелов и всех святых, одетая в той самой белой мантии, которая была на ней во гробе, а голова ее осенена золотым венцом.
Новгородский купец А. рассказывал так: ему был подарен одним его знакомым хороший кошелек; вдруг он затерялся, а в нем были деньги. Он сказал своей жене, что это украла прислуга, надо ее обыскать, ибо не столь жалко денег, как самого кошелька. «Долго я колебался, намереваясь приступить к обыску прислуги. Вдруг явилась старица Мария Михайловна и говорит: "Зачем невинную прислугу обвиняете, поищите хорошенько у себя дома"». Супруги недоумевали долго, где же мог бы быть кошелек, но, после усиленных поисков, к удивлению своему, его нашли. Явление старицы произошло уже после ее блаженной кончины.
Она погребена в Новгороде в Десятинном монастыре, но тело ее будет вскоре перенесено в новую церковь, в 10 верстах от города, выстроенную по давнему ее предсказанию о том, что там будем Лавра. И действительно, по ее молитвам, несмотря на тяжкую годину, все же Лавра выстроена в течение двух лет.
В 1917 г., 1 ноября, в Десятинном монастыре было установлено ночное дежурство внутри ограды, от 10 часов вечера до 6 часов утра. Дежурство выпало монахине Параскеве. Ходила она по двору монастыря, но большую часть времени около церкви во имя Старорусской иконы Божией Матери, где погребена блаженная старица. Монахиня Параскева, как бы в забытьи, увидела в этой церкви множество народу, а могилу старицы открытою, также и крышка гроба открыта, так что явственно увидала лежащую в гробу старицу. Увидала она себя подошедшею к гробу, а старицу, севшею во гробе, веселою и духовно красивою. Монахиня обратилась к ней со словами: «Вот, матушка, вам там хорошо, что вы ушли от нас, а нам-то здесь очень тяжело». Старица же в ответ сказала: «А мне тяжелее Вашего, ведь я за всех вас молюсь и прошу Господа о вас», - и прибавила: «Ведь день-то очень короток, вот и сейчас я тороплюсь, надо скорее идти, а то не успеть!» - «А куда же вы так, матушка, торопитесь?» - «Нужно скорей бежать на хутор, ухожу, надо скорей бежать», - и сейчас же она скрылась, а гроб лежал сверху открытым, и народ в церкви оставался. «Подлинность своего видения подтверждаю своею подписью. Монахиня Параскева».
Мы все много скучали о великой потере, постигшей нас, что мы лишились нашей великой наставницы и матери. И более всех скучал я.
Приехав в Новгород, с дорогой могилы старицы, после исполнившейся первой годовщины по кончине ее, судьбе угодно было послать мне утешение [...] Покойная старица отошла раньше меня, не успев довести меня до конца моей земной жизни. И вот окончание моей земной жизни она как бы поручила другой старице, рабе Божией Мелании, живущей в Петрограде [...]cii

Лукиан ТРОФИМОВ
http://www.nashaepoha.ru/?page=obj19586&lang=1&id=2659

Tags: Романовы
Subscribe

Posts from This Journal “Романовы” Tag

promo pravoslavnaa january 1, 2017 17:27 3
Buy for 20 tokens
Начало XXI века совпало со знаменательной датой 2000-летия Рождества Христова. Мы современники, которым посчастливилось стать свидетелями такого знаменательного рубежа веков и многих юбилеев, в первую очередь 300-летие основания нашего города. Незаметно летит время, в ушедшем году мы уже отметили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments