Ольга Бойко (pravoslavnaa) wrote,
Ольга Бойко
pravoslavnaa

Строительство храма святой равноапостольной Марии Магдалины


Иерусалимский архитектор Конрад Шик наблюдает за ходом работ во время строительства храма св. Магдалины в Гефсимании
1885-1888 гг. Фото отца Тимона
Прошение архимандрита Антонина получило дальнейший ход и помощь в благоустройстве колоколов для Гефсиманской звонницы поступила из России от протоиерея Аристарха Израилева, который удостоился за это дело особых почестей и так, «что Государю Императору благоугодно было Всемилостивейше пожаловать наперсный крест, украшенный драгоценными камнями Ростовско-Рождественского женского монастыря о. протоиерею Аристарху Израилеву, в награду за его труды по устройству гармонического звона 6 колоколов, назначенных для строящегося, на средства Государя Императора и Его Августейших Братьев, в Гефсимании, близ Святого Града Иерусалима, храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и в память в Бозе почившей Государыни»[30].

Колокола храма св. Марии Магдалины в Гефсимании, доставленные в Иерусалим 9 декабря 1886 года
9 декабря колокола, упакованные в 4 бочках и 1 ящике были получены в Одессе от имени Совета Общества Уполномоченным ППО в Одессе М.И. Осиповым и отправлены в этот же день на пароходе «Лазарев» в Яффу на имя Российского консула Д.Н. Бухарова[31].

Строительство храма св. Марии Магдалины. 1885-1888 гг. Фото отца Тимона
Известен факт, что архимандрит Антонин как любитель строгой византийской архитектуры, поначалу достаточно скептические относился к архитектурному проекту Д.И. Гримма. По этому поводу он иронично высказывается в своем письме от 22 сентября 1886 года секретарю ППО М.П. Степанову, сообщая в нем в целом сведения о ходе строительства храма: «Дело идет весьма успешно. Разные оконные финтифлюшки и выкомуры печального Русского стиля мы делаем т о ч е н ы е (конечно из твердого камня)»[32]. Далее в другом письме тому же М.П. Степанову, но от 3 июня 1887 года отец Антонин сетует на неустроенность в проекте внутреннего убранства храма: «А внутренность? Увы! Темна, тесна, вытянута, вымучена, просто страшна»[33]

Строительство храма св. Марии Магдалины. 1885-1888 гг. Фото отца Тимона
В этом же документе отец Антонин упоминает участие в строительстве Гефсиманской церкви двух итальянских архитекторов Антоно Лонгодорно и Иоанну Баптиста Бизелли, уже самым похвальным образом отличившиеся в постройке колокольни и церкви Вознесенского монастыря на вершине горы Елеон «и тот и другой принимали участие в Гефсиманской постройке» и ходатайствует о них «если бы можно было дать первому золотую медаль «За искусность» (усердие… труд…) на шею, а второму – в петлицу, на «Станиславской ленте»[34]. Так или иначе, эта неустроенность вдохновила неутомимого Палестинского труженика на замечательную творческую идею внутреннего оформления храма: «Чтобы сделать ее соответствующей внешности, необходимо расписать ее гениальною кистью, чтобы взять ее не мытьем, то катанье по пословице. Придется написать в трех простенках – южном, западном и северном – не месте закрытых окон, по картине из жизни Св. Марии Магдалины, напр., ее исцеление от ужасного недуга, ее стоянии при Кресте Христовом и встречу е со Христом по Воскресении. Но как украсить всю громадную поверхность восточной стены над иконостасом? Место самое видное во всем храме, и самое темное и голое, от самого пола до самого выспреннего фонаря (по г. Гримму – купола)? Вот бы изобразить, исторически и топографически и всячески верную, сцену поднесения Мироносицей императору красного яйца, со словами: «Христос Воскресе!»[35].

Интерьер церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании. Фото отца Тимона 1888 г
Выполнение икон для алтаря храма было поручено известному русскому художнику-портретисту, пишущему, в том числе и в историческом жанре Василию Петровичу Верещагину[36], прославившемуся уже к этому времени известными живописными работами на библейские и исторические темы, а также написанием икон для главных иконостасов храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры[37]. Написанные художником в России иконы прибыли в Одессу 22 августа 1887 года и были отправлены в Яффу на пароходе «Корнилов» на имя консула В.Н. Тимофеева с просьбой отправить их в Иерусалим[38].

Храмовая роспись покаяния Марии Магдалины

Храмовая роспись "Мария Магдалина у креста".

Храмовая роспись "Мария Магдалина у ног Воскресшего Спасителя"
Под наблюдением художника-реставратора П.К. Соколова в июне 1888 года в интерьере Гефсиманского храма совершили установку четырех полотен из жизни св. Марии Магдалины[39].
© Павел Викторович Платонов


Россия в красках,откуда брались материалы
Использование фотографий с фотоархив Иерусалимского отделения

Использование фотографий с сайта Паломник было до Сентября 2011 года
http://web.archive.org/web/20101102195251/http://palomnic.org/gallery/main.php
изменено на сегодняшний день http://palomnic.org/gallery/main.php

Литература

[1] Великий князь Сергей (Сергий) Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский градоначальник, генерал-губернатор. Председатель Императорского Православного Палестинского Общества. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы террориста Каляева в 1905 году.

[2] Архимандрит Антонин (в миру — Андрей Иванович Капустин; 12 августа 1817, с. Батурино, Шадринский уезд, Пермская губерния — 24 марта 1894, Иерусалим) — священнослужитель Русской Православной Церкви, ученый-византинист, начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле (1865—1894). За многолетние труды архимандрит Антонин был избран в разное время почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества, почётным членом Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и др. В 1865 году он был командирован в Иерусалим в качестве начальника заведующего Русской Духовной Миссией после вынужденного ухода архимандрита Леонида (Кавелина). А в 1869 году, по ходатайству патриарха Кирилла, архимандрит Антонин был утвержден в должности Начальника Миссии. За время пребывания в должности архимандрит Антонин оказывал массу услуг прибывавшим из России паломникам, а также способствовал приобретению православных святынь в собственность Российской империи. Поскольку закон Османской империи разрешал приобретение земли в собственность только частным лицам, поданным Порты, в качестве покупателя выступал драгоман Миссии Якуб Халеби. Помимо выполнения служебных обязанностей отец Антонин занимался археологией и астрономией, нумизматикой, до глубокой старости писал стихи и рисовал. В 1883 году при его участии были произведены раскопки около Храма Гроба Господня, в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат. На этом месте позднее было построено Александровское подворье с церковью Святого Александра Невского. Он совершил ещё несколько археологических раскопок и устроил в Иерусалиме при миссии музей христианских древностей. Антонин Капустин умер 24 марта 1894 года в Иерусалиме на 77 году жизни. Согласно завещанию, погребен в Вознесенской церкви в русском, им же основанном монастыре на вершине горы Елеон

[3] Мария Александровна (1824—1880) — императрица, супруга императора Александра II (с 1841), урожденная принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессен-Дармштадская, мать императора Александра III. Рано выйдя замуж, Мария Александровна посвятила первые два десятилетия пребывания в России рождению и воспитанию детей: Александры, Николая, Александра, Владимира, Алексея, Марии, Сергея и Павла. В конце 1850-х гг., еще при жизни свекрови, императрицы Александры Федоровны, приняла на себя руководство женскими учебными заведениями. При ней была проведена прогрессивная реформа интернатов: введены каникулы; убраны парапеты, разделявшие девочек и посетителей в приемные часы; изменена учебная программа: введено изучение естественнонаучных предметов, литературы, гимнастики и т. д. Первые женские открытые учебные заведения — гимназии, основаны при ее содействии, — названные Мариинскими. По ее инициативе были созданы женские епархиальные училища. Марией Александровной были основаны ремесленные школы для мальчиков, рукодельные школы для девочек, многочисленные начальные школы, сиротские приюты, расширена сеть женских интернатов. Мария Александровна принимала активное участие в организации Российского Красного Креста, попечительствовала слепым. После смерти старшего сына, наследника-цесаревича Николая Александровича (1843—1865), скончавшегося в Ницце, Мария Александровна заболела. Она продолжала заниматься делами учебных заведений, но практически отошла от светской жизни. Несколько месяцев в году она проводила вне Петербурга, за границей или на юге России; в Киеве для нее был отделан дворец, который стал ее резиденцией и получил наименование Мариинского. По материалам Российского гуманитарного энциклопедического словаря. http://slovari.yandex.ru

[4] Анна Фёдоровна Тютчева (21[2] апреля 1829, Мюнхен — 11 августа 1889) — дочь поэта Ф. И. Тютчева, фрейлина Высочайшего двора, жена И. С. Аксакова, мемуаристка; разделяла взгляды славянофилов. По материалам википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/

[5] Тайны царского двора. Записки фрейлин. Под ред. О.Г.Свердлова, М.: Знание, 1997, с.186

[6] Гирс Николай Карлович (9 (21) мая 1820, близ м. Радзивилова — 14 (26) января 1895, Петербург) — русский дипломат, министр иностранных дел России в 1882 — 1895 годах; действительный тайный советник (16 апреля 1878), статс-секретарь (1879), почётный член Петербургской Академии наук (1876).

[7] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 134 Отношение Министра иностранных дел Н.К. Гирса послу в Константинополе А.И. Нелидову 7 октября 1882 г. (АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3351, л. 37-37 об). стр. 411

[8] Василий Николаевич Хитрово (21.05.1882-05.05.1903) – организатор, основатель, один из учредителей и почетный член Императорского Православного Палестинского Общества, имя и опыт которого незаслуженно забыты, является великим подвижником своего времени. Вся его жизнь – история существования самого Общества. Оно возникло по его мысли и существовало его трудами, при этом Василий Николаевич считал себя скромным тружеником. Помощник Председателя ППО (1882-1884), Член Совета (1884-1889), Секретарь ИППО (1889-1903). Образование получил в Императорском Александровском лицее; состоял членом совета министра народного просвещения. Написал несколько сочинений о Святой Земле: "Научное значение раскопок, произведенных православным палестинским обществом на русском месте близ храма Гроба Господня в Иерусалиме" (СПб., 1885); "Неделя в Палестине. Из путевых воспоминаний" (ib., 1879); "Палестина и Синай" (вып. I, ib., 1876; вып. II, ib., 1886); "Православие в Св. Земле" (СПб., 1898); "Русские паломники Святой Земли" (ib., 1905).

[9] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 135. Рескрипт Председателя Православного Палестинского Общества Великого князя Сергия Александровича на имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина. 2 октября 1884 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 6). стр. 411

[10] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 136. Выписка из Рескрипта Председателя Православного Палестинского Общества Великого князя Сергия Александровича на имя посла в Константинополе А.И. Нелидова. 22 октября 1884 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 5). стр. 412

[11] А.А. Дмитриевский. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907 гг. Сп-б. Изд-во О. Абышко. Стр. 302

[12] Давид Иванович Гримм (22 марта (3 апреля) 1823 — 9 (21) ноября 1898) — выдающийся российский архитектор, один из создателей «русского стиля», академик архитектуры. Исследователь средневекового зодчества Кавказа. Автор проектов храмов в Херсонесе (Севастополь), Тифлисе, Копенгагене, Женеве, Ницце, Иерусалиме (церковь во имя св. Марии), различных сооружений в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также в Ливадии, Житомире, Воронеже, Рязанской губернии. По материалам википедии.

[13] Конрад Шик (1822 – 1901). Немецкий миссионер и архитектор. В 1845 году он был послан в Иерусалим в качестве одного из четырех миссионеров, которые должны были обучать молодых людей ремеслам. Шик стал ведущим архитектором того периода в Иерусалиме, и многие из его сооружений, включая и его собственный дом «Дом Фавор», и по сей день украшают собой Улицу Пророков (рехов а-Невиим). Шик был одним из первых, кто вплотную занялся изучением развалин древнего Иерусалима. Он регулярно публиковал информацию о своих находках и открытиях в английских и немецких научных журналах, занимающихся исследованиями Палестины, в таких как Palestine Exploration Fund (Фонд Исследования Палестины) и Deutscher Palästina-Verein (Немецкая Организация по исследованию Палестины). Сотрудничал с архимандритом Антонином (Капустиным) и Императорским Православным Палестинским Обществом. По материалам http://www.holidayinisrael.com/ViewPage.asp?lid=101&pid=374

[14] Там же стр. 316

[15] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 137. Закладная надпись при основании храма св. Марии Магдалины. 21 января 1885 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 10). стр. 412

[16] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 138. Письмо начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО В.Н. Хитрово . 3 июня 1885 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 15-16 об.). стр. 414

[17] Там же. стр. 414

[18] Там же.

[19] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 139. Письмо начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П. Степанову. 3 июля 1885 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 30.). стр. 415

[20] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 141. Записка секретаря ППО М.П. Степанова о смете на строительство Гефсиманской церкви. Черновик 1885 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 104-105 об.). стр. 416

[21] Скорее всего, речь идет о монете - денарий Иерусалимского королевства, отчеканенный там во время правления короля Балдуина III (1143-1162). Легенда на этом денарии гласит: Obv: + BALDVINVS RE Rev: + DE IERVSALEM cо стилизованным изображением башни Давида в Иерусалиме. Вес денария 1,05 гр. По материалам http://manro.bestcoinshop.ru/index.php?productID=573

[22] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 142. Письмо начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П. Степанову. 16 ноября 1885 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 49-50). стр. 417

[23] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 143. Письмо секретаря ППО М.П. Степанова начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Антонина. 7 февраля 1886 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 53-54). стр. 419

[24] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 57). стр. 407

[25] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 144. Выписка из письма начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П. Степанову. 7 мая 1886 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 75-75 об.). стр. 419

[26] Строительство церкви св. Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. Москва. Изд-во «Индрик» 2006 г. стр. 8

[27] Фотоальбом, посвященный Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Конец 1880-х-начало 1890-х г.г. Ф.М.Тимон. Интернет-публикация Православного научно-просветительского Общества «Россия в красках» в Иерусалиме. http://palomnic.org/gallery/v/19-vek/timon/

[28] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 148. Выписка из письма начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П. Степанову. 7 июля 1886 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 78.). стр. 421

[29] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 149. Письмо начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П. Степанову. 12 июля 1886 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 80-81.). стр. 423

[30] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 155. Письмо секретаря ППО М.П. Степанова Архиепископу Ярославскому и Ростовскому Ионафану. 11 ноября 1886 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 113.). стр. 427

[31] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 156. Донесение уполномоченного ППО в Одессе М.И. Осипова в Совет Общества. 9 декабря 1886 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 120.). стр. 427

[32] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 153. Письмо начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П. Степанову. 22 сентября 1886 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 99-100.). стр. 426

[33] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 153. Письмо начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П. Степанову. 3 июня 1887 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493, л. 61-62.). стр. 432

[34] Там же.

[35] Там же.

[36] Верещагин Василий Петрович (1835-1909). Василий Петрович Верещагин родился в Перми в семье с хорошими художественными традициями. Поэтому его наклонности, как и его старшего брата Петра Петровича, определились достаточно рано. Получив прекрасное образование (учился в Академии художеств с 1857 по 1861 год) и отшлифовав свое мастерство в пенсионерской поездке в Париж и Рим (1863—1869), В.П. Верещагин после возвращения в Россию становится преподавателем исторического класса Академии художеств. При этом много работает и над собственными картинами, которые отличаются, как и у большинства выпускников Академии, высоким исполнительским мастерством, выверенным построением картины и отменным рисунком. Таковы картины художника на библейские сюжеты (например, "Ночь на Голгофе", 1860), таковы и картины, написанные по мотивам русских былин ("Илья Муромец на пиру у князя Владимира", 1872) и истории земли русской ("Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году", 1891); "Видение Дмитрия Донского на Куликовом поле", 1896). Как и большинство художников классического направления, В.П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры, иконы для иконостаса храма св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме). По материалам сайта "Русская живопись". Адрес в интернете http://www.artsait.ru/art/v/vereshaginVP/main.htm

[37] Там же.

[38] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 164. Из донесения уполномоченного ППО в Одессе М.И. Осипова в Совет Общества. 22 августа 1887 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493, л. 70.) стр. 436

[39] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 168. Письмо художника-реставратора П.К. Соколова секретарю ППО М.П. Степанову. 8 июня 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493, л. 100-100 об.) стр. 440

http://simvol-veri.ru/xp/stroitelstvo-xrama-svyatoie-ravnoapostolnoie-marii-magdalini.html
Tags: Романовы
Subscribe

Posts from This Journal “Романовы” Tag

promo pravoslavnaa january 1, 2017 17:27 3
Buy for 20 tokens
Начало XXI века совпало со знаменательной датой 2000-летия Рождества Христова. Мы современники, которым посчастливилось стать свидетелями такого знаменательного рубежа веков и многих юбилеев, в первую очередь 300-летие основания нашего города. Незаметно летит время, в ушедшем году мы уже отметили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments